+38 (044) 39-00-453

Факты о функционализме. Архитектура для потребностей человека

Форма определяется функцией: этот простой и разумный принцип берут на вооружение архитекторы и дизайнеры. Поговорим о функционализме — стиле, который имеет столетнюю историю, но не стареет. Напротив, его рациональное начало привлекает новые поколения.

Сейчас используя термин «функционализм», мы имеем в виду не столько стиль в архитектуре, сколько способ формирования пространства для жизни, в котором практичность выходит на первый план. В этой статье мы рассмотрим функциональность, как черту архитектуры, а в следующий раз расскажем о функциональном дизайне интерьера.

Лозунг американца, наполнение от европейцев

Утверждение, что все вещи должны иметь функцию, не является самоочевидным. Иначе человечество не создавало бы предметы исключительно «для красоты». Стиль функционализм в архитектуре преимущественно развивался в Европе, однако автор знаменитой фразы «Form ever follows function ‘to» Луис Генри Салливан – американец.
Louis_Sullivan_circa_1895-1
В карьере Салливана были периоды, когда он разрабатывал теории, далекие от функционализма. Например, концепцию органической архитектуры. В отличии от функционализма в ней стоит задача создать сооружения, раскрывающие свойства природных материалов, и органично вписать их в окружающую среду. Но параллельные течения, несмотря на внешние различия, имеют общие корни. Западные исследователи развитие функционализма и других стили начала ХХ века связывают с развитием новых промышленных технологий строительства.

Наибольшее влияние функционализм имел в Европе — Германии, Нидерландах, Чехии, странах бывшего СССР. Европейские архитекторы Ле Корбюзье, Арне Якобсон, Якобс Йоханнес Ауд, Вальтер Гропиус, Мис ван дер Роэ не только детализировали положения функциональной архитектуры, но и спроектировали десятки сооружений.

Ле Корбюзье и «Пять отправных точек современной архитектуры»

Известный швейцарский архитектор Ле Корбюзье сделал немалый вклад в развитие функционализма. Ему принадлежит несколько радикальный лозунг «Дом — машина для жилья». Его современники восхищались индустриальной мощью машин, поэтому сравнение соответствовало духу времени.

В 20-е годы прошлого века журнал «L’Esprit Nouveau» опубликовал принципы, в которых Ле Корбюзье сформировал концепцию архитектуры нового времени. Обычно архитекторы, в том числе, их автор, лишь частично придерживались этих положений.

В проектировании зданий Ле Корбюзье предлагает использовать чистые формы, преимущественно прямоугольные. Выступы в сооружениях, не имеющие функциональной нагрузки, не считаются целесообразными. Основные материалы — железобетон и стекло. Железобетонный каркас без опорных стен позволяет создавать свободную планировку в интерьере. Для функционализма характерны плоские крыши: пространство сверху подходит для террасы или сада. Это положение из-за особенностей климата часто нарушалось в скандинавских странах.

«Освободить пространство» Ле Корбюзье стремился также внизу: он проектировал «здания на ножках» — железобетонных столбах-опорах. Нижние ярусы были местом для автомобилей или сада. Также он предложил ленточное остекление: с каркасной конструкцией домов можно делать окна любой высоты и длины, например, разместить их непрерывной лентой на фасаде.
VillaSavoye
Две последние идеи в большей степени использовалась в общественных зданиях, а не жилых.

Идеальный пример новой архитектуры – вилла Савой, построенная по проекту Ле Корбюзье в 1929-1931 годах в парижском пригороде Пуасси. Бетонные опоры «поднимают» здание таким образом, что первый этаж становится продолжением сада. Используется внутренний каркас, и отсутствие перегородок и стен создает условия для свободной планировки. Большие окна в доме расположены не по вертикали, а по горизонтали. Плоская крыша рассчитана на использование в качестве террасы или сада. Впрочем, именно крыша стала главной проблемой виллы. Из-за несовершенства технологий того времени она начала протекать, и владельцы даже подали в суд на архитектора.

Школа Баухаус и ее влияние на архитектуру

Высшая школа строительства и художественного конструирования Bauhaus действовала в Германии с 1919 по 1933 годы. Благодаря преподавателям и ученикам Баухауса в ХХ веке появились многочисленные архитектурные направления, большинство из которых ставили функциональную составляющую на первое место.

В Манифесте школы, выпущенном в 1919 году, архитектура признавалась ведущим направлением дизайна. Еще одно положение программного документа провозглашало равенство прикладных и художественных искусств. Изготовление утилитарных предметов считалось таким же ценным вкладом, как и создание художественных объектов.
4682696561_e8b544bb8c_b
Парадокс Баухауса в том, что несмотря на признание приоритета архитектуры, в учебной программе школы не было архитектурных дисциплин до 1927 года.

В начале века архитекторы устали от избыточной декоративности классических ордеров, которые усложняли использование технических достижений в строительстве. В городах появлялись дома с простыми четкими силуэтами, без декора. Не сразу простоту новых зданий оценили современники, но впоследствии эти формы нашли своих ценителей.

Выдающиеся деятели Баухауса – авторы символических для стиля архитектурных объектов. Один из основателей и директор Вальтер Гропиус создал здание школы Баухаус и многие другие сооружения в городе Дессау. Директор Баухаус (в 1930-1933 годах) Мис ван дер Роэ построил Виллу Тугендгат в Брно и разработал знаменитый проект павильона Германии на выставке в Барселоне в 1927 году (в 80-х павильон восстановлен и сейчас функционирует как музей).

Построенная в 1928-1930 годах Вилла Тугендгат расположена в чешском городе Брно. Мис ван дер Роэ спроектировал дом без несущих стен внутри. Открытая планировка позволила создать ощущение объема и света в пространстве. Архитектор также разработал мебель для виллы, а вот картин в интерьере нет. Вместе с тем, для отделки используются натуральные материалы, в том числе, оникс. Позаботился Мис ван дер Роэ и о функциональности дома: он использовал новаторские технологии отопления и вентиляции.

QDRO — terraced house: лучшее от функционализма в архитектуре и дизайне

Функционализм – стиль, в чистом виде существовавший с 20-х по 70-е годы ХХ века. Но современные архитекторы продолжают придерживаться принципов этого направления и переосмысливать их в новых проектах. Скажем, кроме отказа от декора для функционализма характерна демонстрация не обработанных материалов и структурных элементов здания. Открытые балки, плиты, стальные конструкции становятся частью дизайна экстерьера и интерьера. Эта особенность является популярным трендом в последние годы.

Дома QDRO – terraced house (квадро) в коттеджном городке «Конык» построены ZV Development с учетом требований функционализма. Практичность — прежде всего, но наши архитекторы позаботились об эстетике. Мы стремимся окружить заботой владельцев домов, поэтому каждая мелочь в дизайне продумана. Мебель-трансформер, продуманное зонирование, озеленение внутри и снаружи — это комфортное жилье, созданное для потребностей современной семьи. На террасе оборудована BBQ-зона, которая является продолжением кухни. Ландшафтные дизайнеры проложили тропинки во дворе не под прямым углом, а таким образом, чтобы по ним было удобно ходить. Автополив помогает поддерживать газон в ухоженном виде. Также на участке есть хозяйственные помещения и навес для двух машин.

В строительстве QDRO — terraced house использовались технологии, о которых могли только мечтать современники Ле Корбюзье, Салливана или Мис ван дер Роэ. Например, тепловой насос обеспечивает энергоэффективное отопление, а центральный пылесос существенно облегчает уборку.
17-06-04 677