+38 (044) 39-00-453

Факты о функционализме. Ч.2. Дизайн для потребностей человека

В предыдущей статье мы исследовали функционализм в архитектуре. Рациональный принцип «форма следует за функцией», провозглашенный архитектором Луисом Генри Салливаном, повлиял также на дизайнеров, которые стремились избавиться рамок историзма в классических стилях. Поговорим о дизайне, ориентированном на практическое использование предметов.

Дизайн Баухауса

Немецкая Высшая школа строительства и художественного конструирования Bauhaus (1919-1933) оказала революционное влияние на дизайн. Ее основатель Вальтер Гропиус и другие руководители школы стремились воспитывать учащихся в духе идей функционализма. Лаконичность, эргономичность и использования новых материалов стали признакам функционального дизайна.
Bauhaus_3_Chair
В учебном заведении готовили практиков: даже преподавателей здесь называли «мастерами», а студентов «подмастерьями». Неудивительно, что выпускники Баухауса создали немало функциональных предметов быта.
Студент, а затем и преподаватель школы Марсель Брейер, в 20-х годах создавал мебель. Он спроектировал стул «Василий» (Wassily), посвященный художнику Василию Кандинскому. Это был новаторский предмет: его каркас изготавливали из гнутых стальных трубок.
30740910126_e40a701fbb_b
Дизайнер Джозеф Альберс тоже один из первых студентов Баухаус. После учебы он возглавил мебельную мастерскую школы. Альберс создал простые столы Bauhaus Nesting Tables. Четыре столика разного размера не занимали много места: дизайнер предложил изысканное и практичное решение.
676px-Tischlampe_di_Carl_Jakob_Jucker_(left,_1923-24)_e_di_Wilhelm_Wagenfeld_(right,_1924)
Выпускник школы Вильгельм Вагенфельд до конца жизни оставался верным принципам Баухауса. Он создавал функциональные недорогие предметы быта. В 1924 году дизайнер вместе с сокурсниками Карлом Якобом Юкер представил настольную лампу со стеклянным полусферическим абажуром. Впоследствии Вагенфельд самостоятельно проектирует другие светильники, посуду, декор.

Новая мебель для вилл и квартир

С одной стороны, функционализм в архитектуре представлен такими домами как вилла Савой Ле Корбюзье и Вилла Тугендгат Мис ван дер Роэ. 7468231734_a774fa9303_b Для больших помещений с открытой планировкой архитекторы разрабатывали специальную мебель – преимущественно кресла и диваны. Некоторые производятся до сих пор — например, кресло Barcelona Мис ван дер Роэ. Но, несмотря на оригинальный вид, эта мебель не имела особой функциональной ценности. Прежде всего в новаторском дизайне нуждались владельцы маленьких квартир в многоэтажных «муравейниках».
Чтобы разрабатывать и выпускать в промышленных масштабах мебель, использовался строгий научный подход, основанный на исследованиях потребностей людей. Это облегчало стандартизацию продуктов, которые до сих пор имели высокую цену и были недоступны большинству слоев населения. Внешне мебель выглядела аскетично. Впервые в европейской истории мебельного искусства изготавливалась мебель без орнамента. Менялись планировки квартир – в них появлялись ванные комнаты, туалеты, кухни. Встроенные шкафы, модульная и раскладная мебель – продукты, которые в ХХ веке стали объектом широкого спроса.

Франкфуртская кухня

Австрийский дизайнер и архитектор Маргарете Шютте-Лихоцки не училась в Баухаус, однако принципы, которые провозглашались школой, повлияли на ее работу.
Frankfurter-kueche-vienna
Она работала над созданием социального жилья во второй половине двадцатых годов. Для проекта «Новый Франкфурт» Маргарете разработала комнату, предназначенную для приготовления пищи. Ранее во многих домах не было отдельной кухни. Плита и стол могли стоять в большом помещении, где люди не только готовили, но и занимались множеством других дел.
Маргарете Шютте-Лихоцки высчитывала с секундомером в руках время, необходимое на кухонные дела. Она сделала вывод, что нерациональное использование пространства приводит к потере времени. Ей удалось разместить на площади 6,5 кв.м (1,9х 3,4) все необходимое оборудование. Мебель была модульной со встроенной техникой. Справа — плита, слева — мойка, у окна, рядом с естественным источником освещения – стол. Шютте-Лихоцки использовала пространство до последнего сантиметра, оборудовав кухню навесными шкафами для хранения.

Работу дизайнера критиковали, но «франкфуртская кухня» имела коммерческий успех и стала прототипом современных встроенных кухонь.

Искажение функционализма в социалистических странах

В СССР и странах социалистического лагеря функционализм развивался под влиянием специфических левых идей. Режим определял, каким будет частная жизнь граждан.
Наиболее точно ортодоксальный функционализм описал чешский литератор и исследователь архитектуры Карел Тейге (1900-1951). Он был коммунистом, но после того, как в Чехословакии установился коммунистический режим, попал в опалу.
В теоретическом обзоре Тейге изображал стандартизированную квартиру для социалистического общества. Жители получали оборудование в квартире от застройщика, но многочисленные функции выносились из жилья и переводились на объекты общего пользования. Квартира перестает быть многофункциональной и избавляется от «лишней» мебели. Фактически, человек в собственном доме только спит. Еда готовится на общих кухнях, воспитание происходит в детских дошкольных учреждениях, личная гигиена – в общественных банях. Читать граждане должны в библиотеках, поэтому в квартирах отводится лишь место для хранения личных вещей и одежды.
В СССР примером радикального использования функционализма стало строительство «хрущевок». Их появление связано с появлением постановления ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955).
Хрущовка

«Хрущевки» имеют тесные смежные комнаты и совмещенные санузлы, а лифты и мусоропроводы в них отсутствуют. Очень редко в «хрущевках» появляются трехкомнатные квартиры – чаще всего в жилье одна-две комнаты. Площадь сокращалась за счет уменьшения жилых комнат, прихожей, коридоров, кухни, санузла. Жителям было сложно подобрать удобные предметы интерьера. В проектах не предполагалось места для стиральной машины. Иногда под окном кухни кирпичной «хрущевки» есть встроенный шкаф для хранения продуктов – заменитель холодильника в холодное время года. Подобные решения встречались также в «сталинках».

Ульмская школа дизайна: наследники Баухауса

После закрытия Баухауса в Германии наступил период временного упадка функционализма. Из-за нацистского режима страну покинули известные дизайнеры и архитекторы, такая же ситуация сложилась в других европейских государствах, захваченных нацистами.
Но концепция функционализма в полной мере реализовалась после Второй мировой войны, и была основной чертой предметного дизайна до начала 90-х годов.
Функциональный, трезвый промышленный дизайн – эталон, к которому стремились в Ульмской школе дизайна. Ее основал в 1949 году выпускник Баухауса, художник и архитектор Макс Билл.
BeFunky Collage
Деятельность Ульмской школы дизайна часто рассматривают в контексте работы компании Braun. Этот производитель техники изменил представление о бытовых электронных приборах. Преподаватели и студенты привлекались к созданию нового образа компании на рынке. Тогда это был революционный шаг: «мебельный» дизайн электроники изменился на «технический». Вместо дерева и прямоугольных форм использовались искусственные материалы и обтекаемые силуэты.
Известный дизайнер Braun Дитер Рамс – один из самых авторитетных теоретиков и практиков функционализма в предметном дизайне. Он сформулировал десять принципов качественного дизайна. Рамс разрабатывал не только электронные приборы, но и мебель, предметы быта, интерьеры. Он преподавал практические дисциплины в Ульмской школе.
Соучредитель школы дизайнер Ханс Гугелот также работал на Braun. Кроме радиоприемников этой марки, Гугелот проектировал удобные комбинированные мебельные системы.

«Теплый» функционализм дизайн интерьера в QDRO — terraced house

В современных интерьерах функциональность – это скорее обязательное требование, чем признак стиля. Впрочем, каждый дизайнер реализует его на свое усмотрение.
В домах QDRO — terraced house (квадро) мы создали интерьер, который соответствует современным трендам, но не выйдет из моды за короткое время. Инновационные технологии, использованные в строительстве, стали стимулом для создания новаторского, функционального дизайна. Но наш функционализм – «теплый» и уютный, направленный на то, чтобы семья почувствовала заботу о себе.
Дизайнеры компании ZV Development продумали все мелочи. На первом этаже расположена гостиная и кухня. Камин, бар, раскладной диван – здесь можно устроить вечеринку или отдохнуть с семьей. Даже если к владельцам домов QDRO — terraced house приедет очень много гостей, их можно собрать за одним столом. Кофейный столик «поднимается» до уровня обеденного, а в BBQ-зоне есть еще один стол, с которым можно их объединить.
На втором этаже, кроме спальни для взрослых, есть кабинет. Собственно, эту комнату можно превратить в гостевую или вторую спальню – в ней стоит удобный диван-трансформер с двумя спальными местами.
На третьем этаже – территория детства. В детской оборудовано спальное место с антресолью. Мебель с функциональными полочками-ступеньками создавались на заказ. В своей комнате ребенок наконец может осуществить заветное желание – порисовать на стенах. Из «детского» этажа в прачечную проложен бельепровод.
Мы не отказывались от декора – в QDRO — terraced house есть картины и фоторамки. Но въезжая в дом, вы можете легко придать новый характер интерьеру. Достаточно изменить декор по своему усмотрению и сделать другие акценты в цветовой гамме.
QDRO-2